international cooperation
на русском in english

История завода

1926 год

По решению Наркомата просвещения Украины в Днепропетровске были образованы мастерские «МАНАПО» по изготовлению школьных наглядных пособий и слесарного оборудования.
В 1927 г. эти мастерские начали выпускать свою продукцию, и этот год принято считать годом основания завода.
Бурный рост производства способствовал быстрому развитию мастерских.
Уже в 1932 году они переросли в станкостроительный завод N 2, которому в 1934 году было присвоено имя Георгия ДИМИТРОВА.


1935 год

Из состава завода имени Г. ДИМИТРОВА, выделяется завод физприборов N 14 им. В.П. ЗАТОНСКОГО, который становится головным предприятием отрасли.
В период с 1934 — 1938 г.г. на заводе выпускались токарно-винторезные станки ТВ-1 и ТВ-2 без коробки скоростей (выпуск в месяц 22-24 ед.) и наглядные пособия для школ.
В 1939 г. — корпуса 45 мм противотанковых снарядов; наглядные пособия для школ.


1940 год

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР завод N 14 передан в Наркомат авиационной промышленности СССР и стал именоваться — Союзный Государственный завод N 462.
Продукция та же. Дополнительно поручено освоить выпуск 4 млн. шт. в год поршневых колец для авиационных моторов.

В этом году были построены:

  • литейный цех с 2-мя вагранками;
  • электроподстанция;
  • котельная;
  • заводоуправление;
  • начато строительство нового производственного корпуса.

К 1941 г. завод имел 11 зданий общей площадью 3000 кв.м., 250 ед. оборудования, более 1000 человек рабочих и служащих.


Июль 1941 года

Завод тремя эшелонами эвакуирован в г. Молотов (г. Пермь), где, как цех в составе авиамоторостроительного завода N 19, обеспечивал поршневыми кольцами все авиамоторные заводы страны.


Ноябрь 1943 — январь 1944 года

Ремонтно-механические мастерские Народного Комиссариата Авиационной промышленности. Хозяйственная деятельность: восстановительные работы, привлечение рабочих кадров, комплектование оборудованием.


Февраль 1944 года

Мастерские переименованы в завод N 489 4-го Главного Управления народного Комиссариата Авиационной промышленности.
Хозяйственная деятельность:

  • ремонт автомашин ГАЗ-АА для фронта;
  • изготовление для народного хозяйства тракторных гильз, оконных петель, поворотных слесарных тисков и др.;
  • начато восстановления разрушенных немцами зданий; за заводом закрепили жилой фонд: 5 двухэтажных домов.

1945 — 1948 годы

Освоен серийный выпуск 13 наименований авиационных агрегатов в т.ч. насосы РНА-1А, РНМ, АРГ.
Восстановлены электроподстанция и котельная; введен в эксплуатацию корпус N 2; смонтирован и введен в эксплуатацию дизель-генератор на 150 кВт.


1949 — 1950 годы

Начато производство шестеренчатого насоса МШ-ЗА, карбюраторов К-14, К-14У-5 до 10000 шт. в месяц, электродвигателей постоянного тока МП-100Б, МГП-180, МБП-3, Д-100, Д-20.
Восстановлен корпус N 16 (ц.22).
Построено 3-х этажное здание для общежития и столовой.


1951 — 1955 годыИстория завода

Освоены новые электродвигатели МБ-280, МГП-700, МВ-1000А; центробежные насосы ПНВ-2, ПН-45, ЭЦН-Т, ВН, ЭЦВМ, ПЦР, 495-2 и др.
В 1951 г. объем товарной продукции по сравнению с 1946 г. возрос в 3,4 раза.
В 1952 г. разработана конструкция и начат выпуск бытового электропылесоса ПС-1. С 1954 г. начат серийный выпуск новых пылесосов "Днепр-2", "Днепр-3" — до 47000 шт. в год.


1956 — 1965 годы

Расширяется номенклатура электродвигателей, центробежных насосов, освоен выпуск терморегуляторов 1074 с реостатом РБП-45, изготовлено несколько комплектов основных деталей и узлов к турбогене­ратору АИ-8. Спроектирован и освоен выпуск нового пылесоса "Ракета" — лучшего в то время в СССР — до 186000 шт. в год, настольного вентилятора ВЭ-1 — до 250000 шт. в год.
Спроектированы, изготовлены и внедрены:

  • электростатполе для окраски деталей и приложений пылесоса;
  • конвейеры на сборке пылесоса и вентилятора.

Вновь расширена номенклатура электродвигателей и центробежных насосов.
Начато освоение плунжерного насоса НП-34, агрегата топливного питания АТП-8.
Освоен выпуск электроприводов "БО", клапанов избыточного давления КИД, систем охлаждения ЖЯ.
Увеличен в 1,5 — 2 раза ресурс 30 наименований агрегатов.


1966 — 1982 годы

История завода

30 апреля 1966 г. заводу присвоено наименование "Днепропетровский агрегатный завод".
Продукция: расширяется номенклатура электродвигателей и центро­бежных топливных насосов; освоен выпуск плунжерных насосов НП96М, НП96А, НП-103, НП-85, 6Ц, НП-108; производится более 20 типов изделий для народного хозяйства; в 1982 г. выпуск пылесосов достиг 675192 шт., настольных вентиляторов — 331000 шт.
Внедрено:

  • литье под давлением до 1200 тонн в год;
  • литье по выплавляемым моделям до 45 тонн;
  • станки с ЧПУ более 200 ед., в т.ч. обрабатывающих центров 10 ед.;
  • 145 ед. различных автоматов и полуавтоматов;
  • средств механизации погрузочно-разгрузочных и транспортных работ — 188 ед.

Автоматизируются производственные процессы.
Ресурс изделий возрос в среднем на 35%.
Создан информационно-вычислительный центр с двумя ЭВМ.


1982 — 1988 годы

Продукция: электродвигатели, центробежные и плунжерные насосы, товары народного потребления.
В 1988 г. завод выпустил более 200 наименований изделий, электропылесосов 3-х модификаций: "Ракета-9А", "Ракета-9В", "Ракета-12А" — всего выпущено 810000 шт.
Совершенствуются технологии, конструкция изделий, возрастает культура производства.


1989 — 1999 годы

История завода

В 1990 г. приказом министра авиационной промышленности СССР за N 395 от 04.09.90 г. Днепропетровский агрегатный завод им. 50-летия СССР преобразован в "Производственное объединение "Днепропетровский агрегатный завод", в состав которого вошел переданный из Агропрома УССР Марганцевский гидролизно-дрожжевой завод под названием «Марганцевский завод электробытовой техники".
Распоряжением горисполкома N 517 от 16.06.92 г. завод переименован в государственное предприятие "Авиаагрегат", резко сокращаются заказы на электродвигатели, насосы, и др. продукцию.
В 1993 г. пылесосов выпущено 443526 шт.
В 1996 г. — примерно 75846 шт.
Завод осваивает новые виды изделий:

  • оборудование для химчистки Т-1А;
  • детали и узлы к автомобилям: ДТ-00, шкивы, КП-80;
  • запасные части для сельхозтехники — КЕС, КУЖ;
  • насосы для молочной промышленности А1-ЖЛ2-5, К-5-ОНВ, ПУП-25, ПУП-10;глубинные насосы ЭЦВ-6-17-75;
  • электродвигатели ДПГ-1, 5 для электротранспорта и др.;
  • электропилы ИЭ-5113.

В 1995 г. начат выпуск гидроаппаратуры для шахт ЭРА-32, РС, ГВТН, КГУ.
29 июля 1996 р. Государственное предприятие "Авиаагрегат" преобразовано в открытое акционерное общество "Днепропетровский агрегатный завод ".


2000 год

Спад производства остановлен. По всем основным номенклатурным позициям обеспечен последовательный рост объемов производства и реализации продукции, в среднем на 10-15% в год.
Произведено существенное техническое перевооружение и реконструкция производства; реорганизована система управления предприятием. Растет заработная плата и производительность труда.


2001 год

Инженерно-компьютерный центрНачинает функционировать инженерно-компьютерный центр, не имеющий аналогов в Украине. Он оснащен современной оргтехникой и ПЭВМ и предназначен для сложнейшего математического моделирования и самых современных конструкторских разработок, в т.ч. для станков с ЧПУ.
Внедряются автоматизированные системы управления предприятием (1С-бухгалтерия, 1С-склад, клиент-банк).
Проводится модернизация, техническое перевооружение производства, внедряются новые технологии, приобретается современное оборудование для механической обработки (центры с ЧПУ мировых производителей). Оптимизируется система управления предприятием, проводится реорганизация производства, отделов и служб завода.
В рамках государственной программы АО «ДАЗ» производит лавокомплект секций механизированной крепи 1КД99, который был запущен на шахте им. Героев Космоса (Павлоградуголь).


2002 год

На предприятии организовано и разворачивается совместное с китайской фирмой «FUTONG» (работающей по лицензии «Хонды») производство мототехники — современных скутеров (мотороллеров) и мотоциклов.
Созданы сборочные и испытательные подразделения, сервисный центр, осваивается производство комплектующих деталей и узлов непосредственно на предприятии.


2002-2006 годы

Продолжается производство и выпуск бытовых пылесосов: Ракета 30, Ракета 35, Ракета 40, Ракета 45.
Освоение и производство электродвигателей ДС 0,02 и ДАТ-03.
Идет также освоение новых видов изделий для горно-шахтного оборудования:

  • гидрораспределителей;
  • гидроклапанов;
  • стоек гидравлических;
  • гидроблоков и др.

2007-2008 годы

Освоено производство электрогидравлических блоков системы управления механизированными комплексами по добыче угля — блок ДАЗ.000 (разработчик АО «ДАЗ»).
Активно осваивается производство новых видов изделий для авиации.


2008-2009 годы

Освоение и производство новых изделий товаров народного потребления (кронштейнов для крепления бытовых кондиционеров, гофрорукавов для водопроводных труб и др.).
Вынужденный спад объемов производства в связи с мировым финансовым кризисом. Приостановлено освоение некоторых видов изделий для ГШО, сократился объем заказов. Предприятие вынуждено работать в режиме неполной рабочей недели.


2010-2011 годы.

Предприятие успешно преодолело вынужденный спад предыдущих лет и практически вышло на докризисный уровень производства и реализации продукции.
Освоение производства электрогидравлических блока МЭГ.00.000.01 (разработчик ДОНГИДРОМАШУГОЛЬ) системы управления механизированными комплексами по добыче угля.
Осваивается производство новых видов изделий для авиации: насосов плунжерных (НП96-М1), насосов центробежных (ЭЦНГ5А-2), насосов струйных, генераторов (ГВ-4), монтажных устройств, клапанов и др.
Ежегодный рост объема производства более 120%.
13.07.2011г. согласно закону Украины «Про акционерные общества» от 17.09.2008г. №514-М, Открытое акционерное общество «Днепропетровский агрегатный завод» переименовано в ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ АГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД».


2012-2013 годы

Разработаны и реализоаны планы по энергосбережению и рациональному использованию всех видов ресурсов.
Создается участок по изготовлению металлопластиковых окон, проводятся мероприятия по замене окон, дверей и ворот в произодственных и вспомогательных помещениях, утепляются фасады зданий.
Ведутся активные работы по модернизации производства, приобретается современное высокотехнологическое оборудование, усовершенствуются технологии.
Осваиваются новые виды изделий для авиации (клапаны, генераторы, электродвигатели), для горно-шахтного оборудования (гидроцилиндры, гидродомкраты, системы управления), а также продукции производственно-технического назначения и РТИ.
Завод принимает участие в проекте «Циклон-4», для чего освоено в производстве ряд изделий системы «КУСК».
Ежегодный прирост объемов производства более 120%.
Ведутся активные поиски новых сфер деятельности, прорабатываются европейские рынки, ведутся работы по привлеченю проектов и заказов на производственные мощности завода, налаживаются связи с иностранными заказчиками.


2014 год

Реализуется программа по модернизации производства и произодственных служб, достигаются определенные положительные технологические и экономические результаты.
Успешно проведены испытания и поставлены в серийное производство новые изделия специального и общетехнического назначения (изделия типа ЭЦН, ДЦН, электродвигатели, клапаны, генераторы). Завод изготавливает первые образцы изделий и узлов для западноевропейских заказчиков.
Проведен независимые аудит «Системы менеджмента качества» на соответствие требований стандартов ДСТУ ISO 9001-2009, получен сертификат на «Систему управления качеством».
Наряду со снижением по некоторым видам продукции объемов производства, общий рост объема производства составил более 110%.


2015 год

Приобретено современное высокоточное оборудование для выполнения французских, итальянских, китайских заказов: агрегаты плазменной и лазерной резки, листогиб. Обновлен токарный парк новыми сложными станками с числовым программным управлением, закуплен балансировочный станок под изделия ДС, электроэрозионный проволочный станок фирмы «Mitsubishi» (Япония), производящий сложную штамповочную оснастку.
В течение года ведется еженедельная статистика выработки нормо-часов нового оборудования.
Разрабатывается программа перевода на новые станки высокоточных деталей из числа иностранных заказов.
Инженерной службой предприятия взят курс на глубокую модернизацию производства.